«Наше постчеловеческое будущее» в утопиях современного искусства

  • Рикардо Иглесиас Гарсиа Мадридский университет «Комплутенсе» (UAM)
  • Таисия Сергеевна Паниотова Южный федеральный университет
Ключевые слова: технологии, тело, утопия, киборг, искусство, трансгуманизм

Аннотация

Эволюция концепций тела и прогресса, в особенности начиная с эпохи Модерна и внедрения технологий, позволяет приблизиться к новому утопическому виденью человеческого субъекта и его телесности. Технологическое искусство, зародившееся во второй половине ХХ века, активно работает в направлении демонтажа классических утопических парадигм, сопровождавших культуру на протяжении более пяти столетий. Новое искусство взяло на себя функцию управления утопиями, которые художественный авангард создавал в условиях индустриального общества в первой половине прошлого века, и заменило их утопиями цифрового общества. Понимание тела как пространства утопического творчества сегодня имплицитно присутствует во многих утопиях и дистопиях. Физические практики, такие как бодибилдинг, пластическая хирургия, импланты, использование макияжа и тату позволяют телу выступать в качестве «утопического объекта». Наряду с этим существуют попытки представить тело не как живой объект природы, а как машину, как телесный автомат. Манипуляции с телом или на теле не могут не повлечь за собой значимых последствий, в особенности, когда новые технологии претендуют на преодоление ограничений, налагаемых нашим биологическим наследием, не принимая во внимание ни наше прошлое, ни наше природно-органическое происхождение. В этом ключе ряд мыслителей, ученых и художников рассматривает тело как нечто устаревшее, как пустую оболочку, которую необходимо сбросить, чтобы технологически уступить место следующему уровню эволюции человека: Techno Sapiens или Cyborg. Они выступают за то, чтобы объектом изучения антропологии стал не «человек», а «киборг», как наиболее подходящий представитель настоящего и, главное, нашего будущего. Фигура киборга стала центром новой утопической трансгуманистической парадигмы (К. Хейлс, Н. Бостром, Р. Хансон, Х. Моравец). Аналогично в сфере искусства появляются художники, которые стремятся представить эту техноэволюцию в своем творчестве. Среди них Стеларк, Марсель Ли Антунес и др.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Рикардо Иглесиас Гарсиа , Мадридский университет «Комплутенсе» (UAM)

PhD, профессор факультета изящных искусств

Таисия Сергеевна Паниотова , Южный федеральный университет

доктор философских наук, профессор Института философии и социально-политических наук

Опубликован
2021-09-22
Как цитировать
Иглесиас Гарсиа Р. ., Паниотова Т. С. . «Наше постчеловеческое будущее» в утопиях современного искусства // Человек. 2021. Т. 32. № 4. С. 149-171.
Раздел
Образы человека