Идейно-исторические основания концепции «улучшения» человека
Ключевые слова:
философская антропология, Human enhancement, улучшение человека, технологии, эпоха Просвещения, трансгуманизм, искусственный интеллект, технологическая сингулярностьАннотация
В статье рассматриваются идейно-исторические предпосылки трансгуманистической концепции Human enhancement, или «улучшения человека».Во второй половине XX века под влиянием секулярной парадигмы физикализма в сочетании с активными технологическими новшествами и смелыми визионерскими идеями научных фантастов была создана новая концепция под названием «трансгуманизм».Идея трансгуманизма сводится к тезису о том, что «человеческий вид не является концом эволюции, но, скорее, ее началом». В этом заявлении содержится ключевая идея трансгуманизма: человек как объект преобразования в эволюционно более совершенное существо. По мере расширения концептуальной базы трансгуманизма, из него выделилась и стала автономной концепция «улучшения человека». Суть концепции сводится к тому, что человек может и должен быть усовершенствован с помощью технологий. Легитимизация данного дискурса прослеживается сквозь историческую перспективу идей Просвещения, научно-технического прогресса начала XX века и стремительного технологического роста конца XX — начала XXI века. Исторический анализ генезиса трансгуманистической философии проходит сквозь несколько эпох. Начиная с Джованни Пико делла Мирандола, с идей прогресса Николя де Кондорсе до рассмотрения влияния биологов Чарльза Дарвина, Джона Холдейна и Джулиана Хаксли. После чего анализируются ключевые составляющие трансгуманистической концепции во второй половине XX века. В завершение анализируются проекты и технологии «улучшения», уже реализованные или готовящиеся к реализации, а также дается оценка трансгуманистической концепции «улучшения человека» с учетом рассмотренного идейно-исторического контекста.