Концепция морального развития личности Джона Ролза

Авторы

  • Рубен Грантович Апресян * Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Ключевые слова:

принципы справедливости, исходное положение, мораль авторитета, мораль объединения, мораль принципов

Аннотация

Теория индивидуального морального развития Дж. Ролза незаслуженно редко привлекает к себе внимание исследователей. К данной теории обращаются чаще всего для прояснения психологии морали или моральных чувств, как они раскрываются Ролзом. Между тем она, несомненно, представляет интерес как таковая, поскольку, с одной стороны, перекликается по ряду параметров с ведущими теориями морального развития ХХ века (Ж. Пиаже, Л. Кольберг), а с другой — представляет собой именно философскую теорию, не имеющую соответствующей эмпирической базы, и развитую с целью прояснения некоторых фундаментальных положений ролзовской теории справедливости. Концепцией Ролза предполагается, что индивид в своем моральном развитии проходит три стадии: мораль авторитета, мораль объединения и мораль принципов. На каждой стадии индивид демонстрирует особенные способы обоснования моральных решений и моральной мотивации; в рамках каждой из стадий обнаруживаются своеобразное понимание вины и ее причин, а также свои наборы добродетелей и пороков. Как показывает Ролз, моральное развитие личности носит континуальный характер: опыт морали авторитета создает предпосылки для восприятия морали объединения, а опыт морали объединения подготавливает индивида к освоению морали принципов. Вместе с тем предложенная Ролзом модель, описывающая этапы морального развития личности, легко интерпретируется в терминах типологии моральных систем, и эта сопряженность схематики морального развития и типологии моральных систем представляет несомненный интерес. В статье делается вывод о том, что благодаря морально-психологическому рассмотрению Ролзу удалось раскрыть контекст, в котором обретают значимость принципы справедливости, а их освоение индивидом знаменует в конечном счете трансформацию и возвышение его обыденного опыта.

Биография автора

  • Рубен Грантович Апресян *, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

    * доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и социологии (признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022)

Опубликован

2021-07-15

Выпуск

Раздел

ДЖОН РОЛЗ: ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Как цитировать

[1]
2021. Концепция морального развития личности Джона Ролза. Человек. 32, 3 (Jul. 2021), 125–134.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)