Дискурс этики заботы в образовании для будущего

Авторы

  • Елизавета Александровна Рождественская МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

этика образования, этика заботы, философия образования, будущее образования, прогнозирование образования

Аннотация

Рассматриваются основные подходы этики заботы (Платон, М. Хайдеггер, М. Фуко), а также особенности феминистской этики заботы (Н. Ноддингс, К. Гиллиган и др.), состоящие в отказе от классической традиции, в интерпретации заботы о другом через нацеленность на его нужды. Раскрывается значение этики заботы в современной философии образования, связанное с влиянием на такие ключевые проблемы, как трудности в этических отношениях субъектов образования между собой, опредмечивание реальности, невозможность обсуждения серьезных экзистенциальных вопросов в рамках образовательного процесса.  Ставится вопрос о введении в русскоязычный научный оборот ряда терминов, применяемых современными англоязычными авторами (Дж. Нгуен, М. МакКензи, Ш. Бленкинсоп, У. Бергмарк, Е. Элерби) в работах, в где этика заботы рассматривается с точки зрения отношений учителя и ученика, моральных дилемм и вовлечения учеников в образование для приобретения опыта заботы о себе и других, об окружающей среде. В статье выделены направления развития системы образования будущего, важным основанием которых может стать этика заботы (образование в условиях «пересборки» образовательных институтов будущего, неопределенности, поиска аксиологических обоснований, технологических инноваций; образование как воспитание свободного человека будущего).

Биография автора

  • Елизавета Александровна Рождественская , МГУ имени М.В. Ломоносова

    преподаватель кафедры философии образования философского факультета

Опубликован

2021-05-25

Выпуск

Раздел

ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Как цитировать

[1]
2021. Дискурс этики заботы в образовании для будущего. Человек. 32, 2 (May 2021), 76–88.