Образование как благо: современные контексты понимания

  • Артемий Рустямович Курбанов МГУ имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: общественное благо, мериторное благо, экономика образования, ценность образования, глобальное благо

Аннотация

Рассматриваются особенности понимания образования на основе использования концепта блага, который является одним из ключевых для социально-гуманитарного знания. Реконструируется дискуссия относительно того, насколько правомерно считать образование исключительно общественным благом или же в условиях коммерциализации различных сфер общественной жизни можно говорить об образовании и как об индивидуальном благе. Сторонники первой точки зрения считают образование общественным благом на том основании, что оно предполагает отсутствие конкуренции в потреблении данного блага и неисключаемость его потребления, которая обеспечивается неотчуждаемостью знаний. По мнению сторонников второй точки зрения, данные свойства присущи образованию не в полной мере, в частности во многих странах конкуренция присутствует, по крайней мере, на уровне высшего образования. Р.А. Масгрейв предлагает рассматривать высшее образование как пример мериторного блага, поскольку оно не может быть ни частным, ни общественным. Общество получает выгоды от большого числа образованных людей, а наличие у последних образования способствует реализации их личных интересов. Тем самым в статье демонстрируется дискуссионный характер понимания образования как блага. Кроме того, в фокусе внимания оказывается современный подход, рассматривающий образование как глобальное благо.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Артемий Рустямович Курбанов , МГУ имени М.В. Ломоносова

кандидат политических наук, доцент кафедры философии образования философского факультета

Опубликован
2021-05-25
Как цитировать
Курбанов А. Р. . Образование как благо: современные контексты понимания // Человек. 2021. Т. 32. № 2. С. 65-75.
Раздел
ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА