Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского общества

Авторы

  • Владимир Анатольевич Прохода МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

образование, социальный статус, социальная стратификация, статусная неконсистентность

Аннотация

Анализируются результаты межстранового проекта «Европейское социальное исследование». В числе базовых статусных измерений рассматриваются экономическая, властная, квалификационная и связанная с ними социально-профессиональная иерархии. Показателями положения индивида в квалификационной иерархии выступают уровень образования и количество лет, потраченных на обучение. Под статусной неконсистентностью понимается несоответствие между высоким положением индивида в одной иерархии и сравнительно низкой позицией в другой. Отмечается определенный дефицит информации, характеризующей место образования в структуре статусной неконсистентности современного российского общества. Особое внимание уделяется вопросу несоответствия профессиональной позиции на рынке труда образовательному статусу россиян. Так, в России по сравнению с Европой выявлена бόльшая наполняемость рассматриваемых социально-профессиональных групп респондентами с высоким уровнем образования. Делается вывод о том, что высокая позиция в образовательной иерархии в существенной мере является условием для попадания в профессиональные слои руководителей и профессионалов, однако наличие высокого уровня образования не гарантирует трудоустройство на высококвалифицированную работу. Отмечаются достаточно широкое распространение в российском обществе рассогласованности позиций индивидов в квалификационной и экономической, властной, социально-профессиональной иерархиях, а также более выраженная в России по сравнению с большинством европейских стран неконсистентность образовательного и экономического статусов. Автор приходит к заключению о связи статусной неконсистентности с социально-экономическими трансформациями российского общества, перманентными изменениями рынка труда и национальной образовательной системы. По его мнению, рассогласованность образовательного статуса россиян с доходом, властными полномочиями, принадлежностью к социально-профессиональной группе свидетельствует о «размытости» социальных сегментов современного российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру последнего как сравнительно неустойчивую.

Биография автора

  • Владимир Анатольевич Прохода , МГУ имени М.В. Ломоносова

    кандидат социологических наук, старший научный сотрудник кафедры философии образования философского факультета

Опубликован

2021-05-25

Выпуск

Раздел

ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Как цитировать

[1]
2021. Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского общества. Человек. 32, 2 (May 2021), 51–64.