Стратегия массовой персонализации в современном образовании
Ключевые слова:
массовая персонализация, образование, субъектность, цифровизация, философия образования, социальные рискиАннотация
Рассматривается массовая персонализация как модель организации образовательной деятельности, инновационность которой обусловлена современными технологическими возможностями создания или адаптации образовательного продукта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося. Демонстрируется обусловленность социального заказа на массовую персонализацию в образовании рядом мегатрендов в экономическом и социальном развитии. Характеризуется концепт массовой персонализации в экономическом аспекте, а также обосновывается возможность экстраполяции идеи массовой персонализации на область современного образования. Автор понимает стратегию массовой персонализации как один из путей развития более открытой архитектуры образования и повышения социальной эффективности образовательных практик. В первой части статьи исследуется потенциал массовой персонализации для развития самого образования и решения широкого круга задач социального развития. Отмечается, что возрастающее разнообразие технологических решений позволяет конструировать нелинейные схемы образования, развивать образовательные экосистемы, формировать образовательный ландшафт для удовлетворения гетерогенного социального заказа к образованию. Подчеркивается актуальность задач развития «цифровой педагогики» для формирования мотивированности и субъектности индивидов как главного условия эффективности массовой персонализации и для минимизации ошибок в определении целей обучения. Обсуждается возможность смещения акцентов в аксиологии образования с инструментальной трактовки образовательных результатов на подчеркивание значимости образования как процесса становления личности в ее целостности. Во второй части статьи анализируются возможные риски реализации стратегии массовой персонализации, в частности риски развития образовательного неравенства, отхода от принципов эгалитарности в организации образования, связанные с использованием больших данных, риски нарушений приватности и конфиденциальности обучающихся. Как потенциальные угрозы указываются возможности манипулирования сознанием обучающихся, управления их вниманием. В заключение делается вывод о возможных перспективах развития стратегии массовой персонализации.