Философское обоснование риска и катастрофы как спонтанного возвращения к первоистокам
Ключевые слова:
философия риска, философия катастроф, мифотворчество мысли, мифопоэзис, парресия, телесность, Левинас, фундаментальные вызовыАннотация
Рассматриваются понятия риска и катастрофы как фундаментальные философские категории, а также как те категории, без включения которых в жизнь человек не достигает своей целостности в качестве личности. Актуальная сейчас, в период пандемии коронавируса, тема риска затрагивает моменты пограничных ситуаций, в которых человеку приходиться полностью перепроверять свои основания бытия и находить ответ на вызов времени, исключительно свой, так как ситуация не предлагает надежного социального ответа. В статье используются идеи М. Мерло-Понти (касательно проблематики тела и идеи тела рискующего), и Э. Левинаса (этика Другого, заменяющего в своей конкретности понимания индивидуальности более абстрактную онтологию). Автор также обращается к философским идеям Ф. Ницше и М. Бахтина, подходы которых дают возможность постичь глубину современной ситуации, прожить ее метафизические истины и наметить перспективы понимания положительной сути риска и катастрофы, как и того будущего, в которое можно входить, достаточно серьезно и глубоко проникнув в современные реалии человеческой жизни. Определив тот идеал, который этим будущим мог бы быть продиктован в смысловых, идейных перспективах человечества, уже готовых к тому, чтобы постепенно и «экологично» осуществляться в жизни риска, сменяя идею риска-«рывка». Экзистенциальный выход философских идей зависит от языка их изложения (что доказывает творчество Ф. Ницше), потому автор ставит своей целью не терять его эмоционально-эстетическую составляющую смыслообразования (отчасти проявленную в глубине мифопоэтической логики).