Консолидация и поляризация этических представлений (Летняя школа InLiberty «Возвращение этики»)
Ключевые слова:
этика, мораль, утилитаризм, деонтология, технологии, природа человека, консенсус, поляризация, этические представленияАннотация
В статье представлен критический обзор летней студенческой онлайн-школы «Возращение этики» просветительского проекта InLiberty, проходившей с 5 по 10 июля 2020 года. Обсуждались ключевые проблемы современности через призму этических понятий и категорий. На основе проведенных во время школы опросов, включающих десять моральных дилемм, проанализированы консенсус и поляризация этических представлений, и их эволюция у студентов. Полученные эмпирические данные демонстрируют изменения этических представлений участников школы до и после ее проведения. Однако влияние фактора школы на этические взгляды неоднородно и не однонаправленно. Этические представления оказались несогласованными, студенты могли придерживаться разных этических концепций одновременно, в зависимости от конкретной моральной дилеммы, которую им приходилось решать. Выяснилось, что значительная часть студентов существенно поменяла свою оценку одних и тех же этических кейсов. Относительная консолидация этических представлений фиксировалась в шести кейсах, поляризация — в четырех. Также наблюдалось снижение числа студентов, которые ранее были не готовы вынести этические суждения.