Этические аспекты социальной робототехники
DOI:
https://doi.org/10.31857/S023620070010933-3Ключевые слова:
социальная робототехника, этика робототехники, робоэтика, автономные моральные агенты, операционная мораль, функциональная мораль, деонтология, консеквенциализм (утилитаризм), этика добродетелиАннотация
В статье рассматривается этика робототехники как ветвь техноэтики, а также история ее становления и развития. Предлагается три варианта значения в понимании этики робототехники. Первое значение имеет отношение к профессиональной этике инженеров и разработчиков роботов и в этом смысле совпадает с термином Д. Веруджио «робоэтика». Второе значение («этика робототехники») связано с разработкой морального кода в виде программы, которая устанавливается в робота. Третье значение («этика роботов») связано с пониманием роботов как полноценных моральных агентов и в этом смысле имеет больше отношения к научной фантастике и теоретическим спекуляциям, нежели к реальному предмету исследования. На основе анализа схемы развития автономных моральных агентов C. Аллена и В. Уоллаха изучается зависимость между степенью автономности роботов и их этической чувствительностью, под которой понимается способность робототехнических систем отбирать морально релевантные факты, чтобы осуществлять моральный выбор. Рассматривается возможность перехода от операционной морали, согласно которой действия машин полностью зависят от инженеров и потребителей, к так называемой функциональной морали, в рамках которой машины будут способны сами оценивать свои действия и отвечать на моральный вызов. Описывается два основных подхода в программировании социальных роботов: подход «сверху — вниз» на основе правил, в основе которого лежат такие этические теории как деонтология и консеквенциализм (утилитаризм), а также подход «снизу –вверх» с акцентом на этику добродетели. Предпринимается попытка антиимперативистской критики нисходящего подхода на примере категорического императива Канта, трех законов робототехники А. Азимова и утилитаристского принципа максимального счастья для максимального числа людей. Рассматриваются возможные преимущества этики добродетели и особенно трактовки морали как отражения социально-культурных ценностей для программирования автоматизированных средств вождения и роботов.