Парадигмы изменения природы человека: от «имманентного» индивидуализма к персонализму

Авторы

  • Дмитрий Александрович Давыдов Институт философии и права УрО РАН

Ключевые слова:

гуманизм, трансгуманизм, постгуманизм, персонализм, капитализм, посткапитализм

Аннотация

В статье оцениваются перспективы гуманизма в контексте активного развития технологий изменения природы человека. Гуманизм утверждает высшую ценность человека, приписывает ему исключительную способность к рациональным суждениям и ответственным действиям, свободный характер выбора (свобода воли). При этом из гуманизма вытекает трансгуманизм: последовательная приверженность гуманистическим принципам приводит к выводу о свободе каждого изменять свое тело в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Подобные инициативы способны рано или поздно вылиться в разрушение «жизненного мира», обернуться созданием потенциально опасных существ, с которыми невозможен диалог и искренняя эмоциональная связь. Показано, что этической основой как гуманизма, так и трансгуманизма является «имманентный» индивидуализм — стремление к посюстороннему процветанию человека, преследующего определяемые им самим цели. Соответственно, преодоление (или движение в сторону-от) гуманизма/трансгуманизма возможно как по «восходящему» (от имманентного как такового к трансцендентному), так и по «нисходящему» (от антропоцентризма к постгуманистическому «деконструктивизму») пути. Однако в контексте дискуссий об изменении природы человека актуальной также становится третий, персоналистский путь. Персонализм в этом контексте можно понимать как установку на преодоление абсурдности «имманентного порядка» не столько посредством обращения к трансцендентному, сколько стремлением к целостности интерсубъективного пространства культуры.

Биография автора

  • Дмитрий Александрович Давыдов, Институт философии и права УрО РАН

    кандидат политических наук, научный сотрудник отдела философии

Опубликован

2020-03-25

Выпуск

Раздел

Философия человека

Как цитировать

[1]
2020. Парадигмы изменения природы человека: от «имманентного» индивидуализма к персонализму. Человек. 31, 1 (Mar. 2020), 6–22.