Портрет как идентификация личности: эскиз к портретному искусству Беларуси XVI–XVIII веков
DOI:
https://doi.org/10.31857/S023620070006453-5Ключевые слова:
портрет, веристический стиль, римские традиции, Великое Княжество Литовское, антропология, атрибуты, пространство власти, слава, портретные галереи, шляхтаАннотация
Раскрываются идентифицирующие возможности белорусского (великолитовского) портрета веристического стиля, который точно следует физиогномике, что подчас превращает изображение в маску, икону. В этом его отличие от привычного европейского портрета, в котором художник стремится интерпретировать внутренний, духовный мир человека. Генезис белорусского портрета, так же как и портрета Западной Европы, связан с переосмыслением в XVI веке римских культурных традиций. Культура итальянского Возрождения теоретически и практически сумела связать христианство с греческой и римской Античностью, создав триединую художественную систему художник — произведение — зритель. В Великом Княжестве Литовском ориентация на античную культуру (Древний Рим) в XVI веке выросла в культурообразующий фактор. По римским античным образцам выстраивались основные обряды, сопровождавшие рождение и крещение детей, венчание и свадьбы, застольные встречи и пиры, похоронные и погребальные церемонии, разрешались мумификация усопших и устройство крипт с саркофагами определенных аристократических семей. Обрядовая сторона культуры подкреплялась исторической мифологизацией происхождения шляхты-рыцарства от римских патрициев. В портрете Великого Княжества Литовского веристический стиль получил широкое распространение. В первую очередь подобные портреты выполняли задачи идентификации изображенных и являлись важным элементом скорее культуры повседневности, нежели искусства. Они заполняли залы портретных родовых галерей во дворцах магнатов и небольших домах средней и мелкой шляхты, размещались в храмах, использовались в погребальных церемониях в качестве труменных (гробовых), укрепляемых на торцевой стенке гроба-трумны. На протяжении XVI–XVIII веков данная традиция способствовала созданию сложной композиции портрета с атрибутикой разного рода социальной принадлежности персонажа. Целям идентификации и коммуникации подчинялась взаимосвязь на портрете изображения и пространства, представляя собой систему знаков и кодовых формул, понимание которых и организовывало двухуровневую коммуникационную идентификацию — автора портрета с изображенным лицом и зрителя с портретным произведением.