Портрет как идентификация личности: эскиз к портретному искусству Беларуси XVI–XVIII веков
Аннотация
Раскрываются идентифицирующие возможности белорусского (великолитовского) портрета веристического стиля, который точно следует физиогномике, что подчас превращает изображение в маску, икону. В этом его отличие от привычного европейского портрета, в котором художник стремится интерпретировать внутренний, духовный мир человека. Генезис белорусского портрета, так же как и портрета Западной Европы, связан с переосмыслением в XVI веке римских культурных традиций. Культура итальянского Возрождения теоретически и практически сумела связать христианство с греческой и римской Античностью, создав триединую художественную систему художник — произведение — зритель. В Великом Княжестве Литовском ориентация на античную культуру (Древний Рим) в XVI веке выросла в культурообразующий фактор. По римским античным образцам выстраивались основные обряды, сопровождавшие рождение и крещение детей, венчание и свадьбы, застольные встречи и пиры, похоронные и погребальные церемонии, разрешались мумификация усопших и устройство крипт с саркофагами определенных аристократических семей. Обрядовая сторона культуры подкреплялась исторической мифологизацией происхождения шляхты-рыцарства от римских патрициев. В портрете Великого Княжества Литовского веристический стиль получил широкое распространение. В первую очередь подобные портреты выполняли задачи идентификации изображенных и являлись важным элементом скорее культуры повседневности, нежели искусства. Они заполняли залы портретных родовых галерей во дворцах магнатов и небольших домах средней и мелкой шляхты, размещались в храмах, использовались в погребальных церемониях в качестве труменных (гробовых), укрепляемых на торцевой стенке гроба-трумны. На протяжении XVI–XVIII веков данная традиция способствовала созданию сложной композиции портрета с атрибутикой разного рода социальной принадлежности персонажа. Целям идентификации и коммуникации подчинялась взаимосвязь на портрете изображения и пространства, представляя собой систему знаков и кодовых формул, понимание которых и организовывало двухуровневую коммуникационную идентификацию — автора портрета с изображенным лицом и зрителя с портретным произведением.