Животное как Другой в современной философии
Ключевые слова:
животное, человек, Другой, граница, антропоцентризм, диалектикаАннотация
Проводится философский анализ проблемы животного как Другого в контексте обсуждения вопроса о границах и критериях различия между животным и человеком. Рассмотрение животного как понятия, как образа и как предмета переходит в анализ практических и теоретических аспектов вопроса о животном, на основании которого предлагается краткий обзор современных зоофилософских концепций с указанием возможного направления критики их ограничений. Практическая сторона вопроса о животных связана с проработкой всевозможных стратегий включения нечеловеческих животных в сферу закона, прав, субъективности, политики, языка, искусства, коммуникации, сотрудничества, признания и культуры — одним словом, в сферу человеческого. Эта интенция связана прежде всего с движением за освобождение и права животных, с этической обеспокоенностью и политической вовлеченностью, а также с экологическим мышлением. Разработка теоретических аспектов темы животного в современной философии связана главным образом с критикой предшествующей метафизической традиции и характерных для нее бинарных оппозиций человеческого и животного, природы и культуры, души и тела, разума и чувств и т.д., а также задействованных в ней механизмов исключения Другого из человеческого мира, определяемого через господство разума, логоса, языка, истины и т.п. Проблема в том, что критика гуманизма и антропоцентризма, обращаясь к вопросу о животном, демонстрирует тенденцию простого переворачивания иерархии — если раньше человек рассматривался как вершина эволюции, то теперь в нем видят источник зла. Без видения взаимозависимости и диалектического характера связи, осуществляющейся через отрицание, между человеческим и животным, без попыток осознать «я» как Другого, эта оппозиция возвращает нас к философскому дуализму, догматические тенденции которого (обращение к одной крайности на фоне полного отторжения другой) необходимо преодолевать.