Педагогика А.В. Чаянова: меж храмов “Прометеева огня” и очагами знаний сельских хижин (к 130-летнему юбилею ученого)

Авторы

  • Александр Михайлович Никулин РАНХиГС

Ключевые слова:

Чаянов, Прометей, наука, образование, педагогика, культура, университет, студенты, крестьяне

Аннотация

В статье анализируется научно-педагогическое наследие выдающегося аграрника, ученого-энциклопедиста Александра Васильевича Чаянова (1888–1937). Охарактеризованы основные вехи и достижения интеллектуальной жизни ученого, в последующих частях исследуется развитие педагогических идей Чаянова применительно как к университетской аудитории, так и образовательным сообществам крестьян, среди которых также много преподавал А.В. Чаянов. Показано, что Чаянов как педагог стремился гармонично сочетать алгебру и поэзию в преподавании, его почти позитивистская систематизация наук и методов изложения изучаемых предметов органично сопровождалась использованием многочисленных метафор и эмоциональных приемов, необходимых для эффективного развития знаний и любознательности учащихся. Например, метафора университета как храма “Прометеева огня”, является определенно системообразующей для всего педагогического мировоззрения Чаянова. Отмечается уникальная способность Чаянова работать в принципиально отличных друг от друга (по возрасту, образованию, мировоззрению, культуре) аудиториях (студенческих и крестьянских), подбирая к каждой конкретной аудитории особую композицию педагогических методов и приемов. Ставится вопрос об актуальности и значении педагогических трудов Чаянова в современных науке и образовании, особенно в аграрной сфере.

Биография автора

  • Александр Михайлович Никулин, РАНХиГС

    кандидат экономических наук, директор Центра аграрных исследований

Опубликован

2019-08-06

Выпуск

Раздел

Общее

Как цитировать

[1]
2019. Педагогика А.В. Чаянова: меж храмов “Прометеева огня” и очагами знаний сельских хижин (к 130-летнему юбилею ученого). Человек. 6 (Aug. 2019), 139–157.