Педагогика А.В. Чаянова: меж храмов “Прометеева огня” и очагами знаний сельских хижин (к 130-летнему юбилею ученого)

  • Александр Михайлович Никулин РАНХиГС
Ключевые слова: Чаянов, Прометей, наука, образование, педагогика, культура, университет, студенты, крестьяне

Аннотация

В статье анализируется научно-педагогическое наследие выдающегося аграрника, ученого-энциклопедиста Александра Васильевича Чаянова (1888–1937). Охарактеризованы основные вехи и достижения интеллектуальной жизни ученого, в последующих частях исследуется развитие педагогических идей Чаянова применительно как к университетской аудитории, так и образовательным сообществам крестьян, среди которых также много преподавал А.В. Чаянов. Показано, что Чаянов как педагог стремился гармонично сочетать алгебру и поэзию в преподавании, его почти позитивистская систематизация наук и методов изложения изучаемых предметов органично сопровождалась использованием многочисленных метафор и эмоциональных приемов, необходимых для эффективного развития знаний и любознательности учащихся. Например, метафора университета как храма “Прометеева огня”, является определенно системообразующей для всего педагогического мировоззрения Чаянова. Отмечается уникальная способность Чаянова работать в принципиально отличных друг от друга (по возрасту, образованию, мировоззрению, культуре) аудиториях (студенческих и крестьянских), подбирая к каждой конкретной аудитории особую композицию педагогических методов и приемов. Ставится вопрос об актуальности и значении педагогических трудов Чаянова в современных науке и образовании, особенно в аграрной сфере.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Михайлович Никулин, РАНХиГС

кандидат экономических наук, директор Центра аграрных исследований

Опубликован
2019-08-06
Как цитировать
Никулин А. М. Педагогика А.В. Чаянова: меж храмов “Прометеева огня” и очагами знаний сельских хижин (к 130-летнему юбилею ученого) // Человек. 2019. Т. № 6. С. 139-157.
Выпуск
Раздел
Общее