Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития
Ключевые слова:
развитие эмоций, интериоризация, репрезентация эмоций, предшественники эмоций в младенчестве, полноценно функционирующие эмоции, социальное научение, эмоциональная экспрессияАннотация
Сравниваются две модели эмоционального развития, уделяющие особое внимание механизму перехода от более ранних форм эмоций к более зрелым. Модель интериоризации М. Холодински предлагает интерпретировать эмоциональное развитие по аналогии с подходом Л.С. Выготского к развитию мышления. Модель социо-биологической обратной связи в эмоциональном развитии Д. Гергея и Дж. Уотсона базируется на механизме восприятия согласованности. Анализ выявил как общие черты, так и различия между подходами. В обеих моделях механизм развития эмоций представляет собой включение внешних коммуникативных знаков во внутренний индивидуальный процесс управления действием на основе эмоций. Ключевое различие определяется тем, какое место в общей логике занимает появление в конце первого года жизни полноценно функционирующих эмоций. В модели Гергея и Уотсона оно интерпретируется как состоявшееся преобразование процесса реализации эмоций путем включения в него прежде внешнего коммуникативного знака. В модели Холодински оно — лишь промежуточный этап на пути интериоризации внешнего знака, который ведет к возникновению в дошкольном возрасте новой формы эмоции, опирающейся на внутреннюю эмоциональную экспрессию и позволяющей анализировать свои эмоции во внутреннем плане. Рассматриваемые модели и выдвинутые теоретические модификации интересны в качестве основы для эмпирических исследований в данной области.