Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития

Авторы

  • Татьяна Николаевна Котова РАНХиГС

Ключевые слова:

развитие эмоций, интериоризация, репрезентация эмоций, предшественники эмоций в младенчестве, полноценно функционирующие эмоции, социальное научение, эмоциональная экспрессия

Аннотация

Сравниваются две модели эмоционального развития, уделяющие особое внимание механизму перехода от более ранних форм эмоций к более зрелым. Модель интериоризации М. Холодински предлагает интерпретировать эмоциональное развитие по аналогии с подходом Л.С. Выготского к развитию мышления. Модель социо-биологической обратной связи в эмоциональном развитии Д. Гергея и Дж. Уотсона базируется на механизме восприятия согласованности. Анализ выявил как общие черты, так и различия между подходами. В обеих моделях механизм развития эмоций представляет собой включение внешних коммуникативных знаков во внутренний индивидуальный процесс управления действием на основе эмоций. Ключевое различие определяется тем, какое место в общей логике занимает появление в конце первого года жизни полноценно функционирующих эмоций. В модели Гергея и Уотсона оно интерпретируется как состоявшееся преобразование процесса реализации эмоций путем включения в него прежде внешнего коммуникативного знака. В модели Холодински оно — лишь промежуточный этап на пути интериоризации внешнего знака, который ведет к возникновению в дошкольном возрасте новой формы эмоции, опирающейся на внутреннюю эмоциональную экспрессию и позволяющей анализировать свои эмоции во внутреннем плане. Рассматриваемые модели и выдвинутые теоретические модификации интересны в качестве основы для эмпирических исследований в данной области.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Татьяна Николаевна Котова , РАНХиГС

    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований 

Опубликован

2019-06-25

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2019. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития . Человек. 30, 3 (Jun. 2019), 107–119.