Человек - животное. Новая парадигма в науке
Ключевые слова:
постгуманизм, антропоцентризм, этика животных, био-арт, защита животных, философия наукиАннотация
С 1970-х годов на Западе начинает активно развиваться этика животных. Из множества философских подходов в данной области выделяются: радикальные аболиционистские взгляды (Г. Франсион); правовой подход, приписывающий животным некие прирожденные права, а в некоторых случаях даже статус не-человеческих личностей (Т. Риган, У. Вольф, Т. Петжиковски); утилитаристская этика животных, обоснованная наличием у них интересов, равноценных человеческим, и способности к страданию (П. Сингер); феминистский и марксистский подход, строящийся на категориях неравенства и трудовых отношений (Д. Харавэй). Все эти направления объединяет требование изменения способа мышления о животных. В последнее время получают рас- пространение интердисциплинарные исследования об отношениях человека и животных - human-animal studies, или просто animal studies, - которыми занимаются социальные науки, философия, история, литература, искусство, культурология, биология, технология, медицина и другие дисциплины. Animal studies играют важнейшую этическую роль как вовлеченная и критическая дисциплина. Развитие генетики, нейробиологии и биотехнологий последовательно отменяет сформировавшиеся утверждения о границе, отделяющей человека от других животных. Био-арт, сочетание науки и искусства, также стирает межвидовые границы. В силу названных факторов западные академические круги последовательно уходят от антропоцентризма к постгуманизму - новой парадигме в науке.