К вопросу о человеке в религиозно-философском творчестве В.И. Иванова
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725030052Ключевые слова:
Иванов, антропология, мелопея «Человек», душа, кризис, Anima, Animus, экстаз, религия, transcende te ipsum, cogitoАннотация
В статье выдвигается гипотеза о наличии в творчестве философа-символиста В.И. Иванова оригинальной религиозно-антропологической концепции, с которой соотносятся все темы его религиозно-философского творчества. Автор рассматривает эволюцию понимания человека в трудах В.И. Иванова, начиная с исторического исследования «Эллинская религия страдающего бога» и заканчивая более поздними текстами. Автор показывает, что первые попытки поставить вопрос о человеке и сформулировать предварительный ответ на него обнаруживаются уже в исследованиях Иванова, посвященных древнемукульту Диониса. Дальнейшие попытки во многом основаны на его ранних идеях и не противоречат им. Показано, какую роль, по мнению Иванова, играет религия в самоопределении личности. Отдельное внимание в статье уделено одному из наиболее загадочных произведений Иванова — мелопее «Человек». Рассмотрена проблема самосознания в контексте русской философии конца XIX века. Показано, что сформулированные Ивановым в мелопее представления о сущности человека, учитывают контекст, но отличаются своеобразием и несводимостью ни к одной из существовавших теорий. Рассмотрена диалектика отношений Я и Ты, как основание человеческой самости. Также в статье затронута проблема любви и ее роль в отношениях между Я и Другим. Кроме того, автор рассматривает один из главных символов в тезаурусе Иванова — символ гостя — и приходит к выводу, что свою задачу символист видит в переосмыслении нововременного представления о субъекте и смещении акцента с Я на Другого.