Теоретические основания философско-антропологического концепта В.В. Розанова
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725030042Ключевые слова:
русская философия, история русской философии, антропология, герменевтика, Розанов, понимание, «религия жизни», эстетика, мировоззрение, человекАннотация
В академической среде широко распространена рецепция творчества В. В. Розанова как несвязного и бессистемного. Такая оценка обусловлена малой изученностью раннего теоретического творчества Розанова («Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни», «О понимании»). Однако в данных произведениях определяются теоретико-методологические установки автора, сохраняющиеся и развивающиеся им на протяжении всего дальнейшего творчества. Антропологические аспекты творчества Розанова изучены в розановедении более подробно, однако упущение идейной преемственности теоретических установок не позволяет системно реконструировать взгляды автора. Статья посвящена изучению теоретико-методологических оснований творчества Розанова, в срезе которых системно выявляются общие антропологические коннотации в трех периодах его творчества (теоретический, публицистический, художественно-эстетический). В первой части статьи рассматривается ранний теоретический этап творчества Розанова, характеризуемый разработкой основного теоретико-методологического аппарата. Во второй части показывается, каким образом розановская проблематика преломляется и развивается в публицистическом творчестве автора, сфокусированном на обращение к чувственным формам миросозерцания. В третьей части изучается специфика художественного творчества Розанова в контексте ранее разработанных теоретических установок. В итоге автор приходит к выводу о том, что горизонтом всего творчества Розанова является антропологическая проблематика, заключающаяся в экзистенциальном понимании человека.