Третье пространство социальных событий
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725030035Ключевые слова:
Хоми Баба, постколониализм, государство, пространство, нация, событие, граница, повествование, маргинальностьАннотация
В статье обсуждается понятие третьего пространства, встречающееся в работах исследователя постколониализма Хоми Баба и географа Эдварда Соджи с преимущественным вниманием к первому. Его аргументы не складываются у него в стройную концепцию, но позволяют делать новые шаги в разных исследовательских областях. Сначалапроблематизируется идея единой и гомогенной политической нации. Она укоренена в традиции, но плохо работает в ситуации постколониального кризиса, когда в бывшие метрополии устремляются потоки людей со своимипредставлениями об истории, территориальных границах, нации и культуре. Происходит столкновение старых понятий о классовой борьбе и противостоянии колониализму с новыми тенденциями, в том числе феминизмом и постколониализмом. Размываются представления о прочных социальных «вещах», вроде государств, наций, классов, у которых есть единое гомогенное пространство и время, история и границы. Вопрос упирается не только в борьбу больших повествований, но и и малых, событий высказывания, постоянно совершающихся в социальной жизни. Это становится поводом для развития и существенной корректировки теории социальных событий, ранее предложенной автором. В новой версии теория больше говорит о реально происходящей в социальной жизни борьбе, конфликте микронарративов, которые мешает формированию устойчивого сообщества наблюдателей, в том числе и тех, что создают солидарную дискурсивную общность, повествующую о логически связанных событиях, образующих неподвижный узор социальности.