Биоэтика умирания: достоинство, коммерциализация и орган как дар
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725020025Ключевые слова:
биоэтика, трансплантология, коммерциализация, дар, коммодификация, рыночная модельАннотация
Нехватка донорских органов является острой проблемой современной трансплантологии. Одним из предлагаемых в литературевариантов ее решения выступает принятие рыночной модели донорства, при которой орган перестает быть даром, а становится товаром, обращающемся на регулируемом или свободном рынке. Сложившаяся критика рыночной модели донорства органов включает в себя указание на риски, связанные с коммодификацией тела и его частей и отказом от ценностного содержания дара продолжения или сохранения жизни. В дополнение к этому в статье утверждается, что рыночная модель донорства органов, которая показана как вписанная в контекст биокапиталистической и неолиберальной логики, имеет еще одно негативное проявление — потерю достоинства. В модели донорства, основанной на органе как даре, донорству сопутствует нематериальный актив, который разносоставен. В статье проблематизируются две его части: статусное достоинство человека для прижизненного и символическое бессмертие для посмертного донорства. Донорство органов, основанное на даре, актуализирует дискурс о достоинстве и символическом бессмертии, поскольку позволяет реализовать свободный выбор личности в совершении морального поступка, в то время как в рыночной модели моральный выбор заменяется экономическим, который может быть продиктован не только прямым денежным вознаграждением, но любым видом прибыли в виде благ или статуса. Рыночная модель донорства органов коммерциализирует и экономизирует процесс передачи органа, а, следовательно, не оставляет места для свободного морального и автономного поступка. Для иллюстрации используется кейс сестер Скотт, который показывает, что рыночная модель донорства органов в ее широком понимании разрушает дискурс о достоинстве как донора, так и реципиента.