Места жизни: к проблеме пространства в биополитической концепции Д. Агамбена
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725010117Ключевые слова:
места жизни, голая жизнь, дом, город, лагерь, включающее исключение, зона неразличимости, биополитикаАннотация
В статье рассматривается проблема пространства в философии биополитики Д. Агамбена. Анализ логики пространства у Агамбена имеет значение в контексте пространственного поворота в гуманитарном знании, в том числе гуманитарной географии и урбанистики. В центре биополитической концепции находится связь жизни и политики. На примере первого тома Homo Sacer раскрывается и интерпретируется ряд процедур, задающих связь жизни и политики в античной культуре и в европейской культуре XX века. Экспликация и систематизация мест жизни позволяет выявить роль пространства в понимании биополитических техник управления населением. Особое внимание уделяется роли языка, описанию пространства его структуры, определению оппозиций и стирание различий в анализе пространства у Агамбена. Для систематизации различных определений пространства выделяются «места жизни» как особые формы организации пространства жизни человека и политики: место дома (oikos) и города (polis), место лагеря, место поэтического жеста. В формировании отношений этих мест играют роль известные концепты философии Агамбена: включающее исключение, зоны неразличимости. Данные отношения позволяют описывать места жизни в их динамике, неустойчивом равновесии, включать в рассмотрение пространственно-временные отклонения этих мест, их топологию. В результате проведенного анализа было показано, что лагерь как матрица современной жизни человека обусловлен особыми структурными особенностями организации жизненного пространства человека, особым «языком» пространства, формирующим его отношение к политике и жизни. Наряду с критикой биополитического пространства рассматривается возможность позитивного анализа жизни в творчестве Агамбена на примере пространства поэтического языка и политического жеста.