Марксизм и предметность человека: актуальность идей Ильенкова о человеке и сознании
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725010011Ключевые слова:
Ильенков, диалектика, марксизм, философия человека, сознание, предмет, раздвоение единого, индивидуальность, самотрансцендирование, интенциональность, конструктивизм, трансгуманизмАннотация
Статья написана в связи со столетним юбилеем выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924–1979). Говорится о значении идей Ильенкова в истории философии, о его месте в рамках марксистской философии, аутентичная форма которой развивалась в Советском Союзе школой диалектиков, а затем школой Ильенкова. Основное внимание уделено идеям Ильенкова о человеке и о сознании. В качестве перспективной предлагается идея соединения диалектической логики с философией человека (философской антропологией). Подчеркивается роль категории «предмет» и метода раздвоения единого в познании человека и его индивидуальности. Сделан вывод, что Ильенков раскрыл известное марксово определение сущности человека в соответствии с указанием самого Маркса как конкретно-всеобщее понятие, позволяющее подвести философский фундамент под понимание человека как активной творческой индивидуальности. Рассматриваются идеи Ильенкова о сознании, и говорится о перспективности процессуального понимания сознания и подходе к нему как удвоенному отношению к предмету – отношению к отношению, постоянно возобновляемому измерению предметной деятельности. Отмечаются прикладные следствия из трактовки Ильенковым человека и сознания. Они касаются, во-первых, критики Ильенковымконструктивистского стиля мышления, который у него обозначался термином «позитивистский», и который, вопреки создаваемой терминологической видимости, вытесняет науку как познание законов природы. Во-вторых, —критики Ильенковым технократического самомнения, которое, обещая человеку «потребительский рай» с помощью средств электронной цивилизации, закономерно трансформировалось в трансгуманизм, возвращающий человека из свободы социального творчества в порядок биологической эволюции видов.