Нарративы будущего в современной литературе и кино: проблематизация множественности альтернативных миров
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724040109Ключевые слова:
нарративы будущего, альтернативные возможные миры, виртуальность, интерактивность, цифровая культура, опциональное мышление, контрфактуальное мышление, посткинематограф, повествовательный мирАннотация
В 2000–2020 годы в литературе и кино получает распространение тот тип повествования, который отдельные исследователи (К. Боде, Ф. Майфер-Менхард, С. Домш, К. Синглс) предлагают называть «нарративами будущего». Подобные нарративы отличны от предшественников (нарративов прошлого) проблематизацией фабулы, события, самого понятия повествования; они перераспределяют соотношение актуального и виртуальных миров внутри себя, делая ставку на множественность альтернативных возможных миров, отношения между которыми представляются сложными, неопределенными. Специфичен и читательский/зрительский опыт, моделируемый такими нарративами, поскольку они не только формируют образ будущего повествовательно (не тематически), но и транслируют это темпоральное переживание зрителю. Создание темпорального переживания, его динамика могут быть рассмотрены в том числе в энактивистской перспективе, задействованной нарратологами в последнее десятилетие. Нарративы будущего производят телесное воздействие, имитирующее неопосредованность, проблематизируятем самым экспериенциальное измерение повествования. Они также наделяют зрителя агентностью, связанной с возможностью/невозможностью осуществления выбора в пределах повествования: интерактивные формы предлагают такой выбор зрителю непосредственно, неинтерактивные — активизируют у него опциональное и контрфактуальное мышление. Становление и развитие нарративов будущего в литературе и кино вписывается и в более широкий культурный контекст: они испытывают влияние цифровой культуры и следствия этого влияния демонстрируют. Для нарративов будущего характерны нелинейность, дискретность, избыточностьи одновременно парадоксальная темпоральность, соединяющая попытку предложить зрителю множественное и неопределенное будущее, а вместе с ним — переживание нереализованности разных его вариантов, а также погружение в длящееся незавершаемое настоящее.