Деструктивные фреймы социального поведения: антропологический анализ идеологии «колумбайн»
DOI:
https://doi.org/10.31857/Ключевые слова:
субкультура, фрейм, инцел, скулшутинг, моббинг, буллинг, социальные сети, социализация, идентичностьАннотация
Основанием для написания статьи стали результаты комплексного исследования феномена «Колумбайн», проведенного авторами в 2020–2021 годах на территории Республики Татарстан. Объектом изучения выступили подростки и молодежь в возрасте от 13 до 23 лет, разделяющие ценностные установки субкультуры «колумбайн». Исследование осуществлялось в парадигме понимающей социологии и теории фреймов с использованием качественных методов — фрейм-анализа для мониторинга открытых групп в социальных сетях и отбора информантов, а также фокусированного интервью. Общее количество тематических групп в социальной сети Вконтакте и Телеграмм, включенных в мониторинг, составило не менее 50. Кроме этого было проведено 25 интервью с участниками интернет-групп в городах Казань иНабережные Челны. Целью исследования являлся анализ воздействия фреймирующих нарративов субкультуры на личностные и групповые аттитюдыучастников в общем контексте конфликтогенных рисков социального взаимодействия. Авторы попытались проанализировать характер взаимосвязи виртуальной среды и реального социального пространства на примере известной деструктивной субкультуры, получившей в Российской Федерации в 2022 году официальный статус террористического движения. Были рассмотрены каузальные и латентные мотивы обращения подростков, а также представителей молодежи к колумбайн-сообществам. Типологизированы ситуации и факторы, формирующие мизантропические императивы. Высказано предположение о наличии последовательных этапов индоктринации, обуславливающих как психологические, так и социальные трансформации личности. Предложена методика выявления участников субкультуры с высокой степенью вовлеченности для предотвращения возможных деструктивных актов. Представленное исследование вносит вклад в современное социально-антропологическое знание в части критического анализа сложившихся субкультурных практик, направленных на дегуманизацию социальногопространства, и манифестирует ценность защиты человеко-центричныхценностей и достоинства личности.