Рождение Гипербореи. Волынский vs Блок
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724030117Ключевые слова:
история философии, русская философия, иудаизм, индоевропейцы, Гиперборея, Серебряный век, Аким Волынский, Александр Блок, Генрих ГейнеАннотация
В статье анализируется историческая дискуссия между А.Л. Волынским и А.А. Блоком, состоявшаяся на нескольких заседаниях редколлегии издательства «Всемирная литература» в 1919 году. Поводом для дискуссии оказался доклад Блока о переводах Г. Гейне, в котором поэт рассуждал о судьбах современной культуры и связанной с ними проблеме гуманизма. Блок понимал гуманизм как специфический культурно-исторический феномен, коренящийся в эпохе Возрождения и утверждающий совершенную автономию человеческой личности и тотальный индивидуализм; Волынский же рассматривал гуманизм как универсальный и вневременной принцип, как «идейное ядро всякого исторического процесса». Вскоре спор перетек в сферу сравнительного религиоведения; его предметом стал иудаизм Гейне и, шире, иудаизм как один из источников христианства. В ходе этой дискуссии была разработана концепция Волынского о хамитской основе христианской веры, в силу этого лишенной монической монолитности. Эта концепция ляжет в основу его книги «Гиперборейский гимн», которая станет заключительным аккордом его творческой жизни. В этой книге будет переосмыслена модная в те годы гипотеза об арктическом происхождении арийской цивилизации. По мнению Волынского, Гиперборея была реальной северной страной. Ее жители были единым народом, вся их жизнь определялась принципом монизма. Из-за изменения климата несколько тысячелетий назад, гипербореи были вынуждены покинуть свой край. Разбредясь по южным землям, они утратили свой изначальный монизм — все, кроме семитов, сохранивших черты древнейших предков и монотеистическую религию. В духе русского космизма автор пророчествует о грядущей эре «нового Аполлона» — человека целостного сознания и всемирной разумности, который будет жить вечно.