Влияние представлений о природе человека на отношение к благотворительности в консерватизме
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724030087Ключевые слова:
природа человека, благотворительность, социальная политика, консерватизм, либерализм, социализм, протестантизм, католицизм, патернализм, laissez-faireАннотация
В настоящей статье анализируются подходы к проблеме благотворительности и природы человека, которые сложились внутри консервативной политической философии. Проводится анализ философских и религиозных предпосылок, на основании которых сформировались категориально-понятийный аппарат и ключевые ценности консерватизма. Также представлен обзор исторического контекста и организационных принципов в благотворительности. Исследование опирается на текстыпредставителей консервативной политической философии XIX–XX веков, анализ благотворительных практик, анализ институтов в сфере социальной политики. В различных странах формировались разные традиции консервативной философии, и для их классификации целесообразен анализ отношения к «социальному вопросу» и благотворительности. Консервативная политическая философия в большинстве случаев поощряет благотворительность, но из-за различного восприятия природы человека в консерватизме возникают расхождения между мыслителями. Первая группа противоречий связана с восприятием личности получателя помощи. Некоторые консерваторы, вслед за протестантским богословием,воспринимают бедность как проблему, требующую решения, и связывают с пороками характера. Другие авторы перенимают из католицизма представление об «экономике спасения», когда бедные отплачивали богатым молитвами за помощь, и видят бедность как форму социального служения и, следовательно, вариант полноты развития личности. Вторая группа противоречий связана с проблемой роли личности в организации благотворительности. В патерналистском прочтении благотворительность считается адресным служением и формой закрепления иерархических отношений. В либеральном консерватизме внимание уделяется проблеме склонности человека ко злу, и, следовательно, вопросу организации благотворительности с помощью механизмов, что минимизировало бы произвол. Консерваторы преследуют в первую очередь защиту порядка и собственности и отличаются как от либерализма, который говорит о свободе договорных отношений между автономными индивидами, так и от социализма, который ожидает, что изменение отношений собственности изменит характер проявлений человеческой природы и устранит необходимость в частной благотворительности.