Влияние представлений о природе человека на отношение к благотворительности в консерватизме

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200724030087

Ключевые слова:

природа человека, благотворительность, социальная политика, консерватизм, либерализм, социализм, протестантизм, католицизм, патернализм, laissez-faire

Аннотация

В настоящей статье анализируются подходы к проблеме благотворительности и природы человека, которые сложились внутри консервативной политической философии. Проводится анализ философских и религиозных предпосылок, на основании которых сформировались категориально-понятийный аппарат и ключевые ценности консерватизма. Также представлен обзор исторического контекста и организационных принципов в благотворительности. Исследование опирается на текстыпредставителей консервативной политической философии XIX–XX веков, анализ благотворительных практик, анализ институтов в сфере социальной политики. В различных странах формировались разные традиции консервативной философии, и для их классификации целесообразен анализ отношения к «социальному вопросу» и благотворительности. Консервативная политическая философия в большинстве случаев поощряет благотворительность, но из-за различного восприятия природы человека в консерватизме возникают расхождения между мыслителями. Первая группа противоречий связана с восприятием личности получателя помощи. Некоторые консерваторы, вслед за протестантским богословием,воспринимают бедность как проблему, требующую решения, и связывают с пороками характера. Другие авторы перенимают из католицизма представление об «экономике спасения», когда бедные отплачивали богатым молитвами за помощь, и видят бедность как форму социального служения и, следовательно, вариант полноты развития личности. Вторая группа противоречий связана с проблемой роли личности в организации благотворительности. В патерналистском прочтении благотворительность считается адресным служением и формой закрепления иерархических отношений. В либеральном консерватизме внимание уделяется проблеме склонности человека ко злу, и, следовательно, вопросу организации благотворительности с помощью механизмов, что минимизировало бы произвол. Консерваторы преследуют в первую очередь защиту порядка и собственности и отличаются как от либерализма, который говорит о свободе договорных отношений между автономными индивидами, так и от социализма, который ожидает, что изменение отношений собственности изменит характер проявлений человеческой природы и устранит необходимость в частной благотворительности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Вадим Андреевич Подольский , Институт философии РАН

    кандидат политических наук, научный сотрудник сектора истории политической философии

Опубликован

2024-09-17

Выпуск

Раздел

Времена. Нравы. Характеры.

Как цитировать

[1]
2024. Влияние представлений о природе человека на отношение к благотворительности в консерватизме. Человек. 35, 3 (Sep. 2024), 123–139. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200724030087.