Этнокультурные и этнопсихологические принципы работы с иностранными студентами
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724010096Ключевые слова:
этнокультурные принципы, этнопсихологические особенности, образовательные технологии, творческое мышление, поведенческое моделирование, познавательный процесс, игровой принцип, коммуникация, этические аспекты, иностранные студентыАннотация
Этнокультурные и этнопсихологические особенности взаимодействия с иностранными студентами требуют создания определенных образовательных технологий и креативных траекторий общения в процессе обучения. Познание при этом основывается на понимании как результате когнитивных операций, а воспитание — на «подтверждении» реальности [Лэйнг, 2002] как условия формирования личности профессионала. Это два крыла для освоения самостоятельного творческого полета. Цель работы —продемонстрировать принципы информационного моделирования в образовательном процессе при сотрудничестве представителей различных этнокультур. Преподавание профессиональных дисциплин предполагает в зависимости от тематики творческое моделирование структуры, актуального алгоритма и композиционного решения эффективной передачи знаний. Игровой принцип в таком моделировании выражается в снимающих лингвистические барьеры элементах тренинга. Каждый компонент подобной модели в значительной степени соотносится с содержанием этнокультурного пространства и этнопсихологического поля иностранных студентов на групповом и индивидуальном уровнях. Преподаватель становится своего рода «проводником» не только в профессию, но и в культуру и традиции страны, в которой студенты получают образование. На занятиях интеллектуальная атмосфера создается благодаря раскрытию различных культурных кодов, которые проявляются в процессе общения и отражают оригинальное восприятие реальности. Профессиональное мировоззрение формируется в результате синтеза этнокультурных представлений о мире, то есть монокультурные концепты сплавляются в поликультурные системы, определяющие индивидуально-авторский почерк профессионала.