Феномен апофатической антропологии: опыт русской философии
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724010038Ключевые слова:
современные антропологические теории, апофатика, апофатическая антропология, русская философия, этика, богословие, тайна человека, «сокровенный человек», Ф.М. Достоевский, А.П. ПлатоновАннотация
В статье отмечается, что после относительно недолгой «смерти человека» заметно возрастание исследовательского внимания к антропологической проблематике. При всем разнообразии различных подходов, идей, концепций общим является интерес к «внутреннему человеку», «тайне человека», к его сокровенным духовным пластам. Этот традиционный для философии интерес сегодня обретает новое рождение, связанное, с одной стороны, с необходимостью преодоления антропологического кризиса, с другой — с более глубоким освоением наследия отечественной философской культуры. Современные исследователи в области философской антропологии часто употребляют термин «апофатика» применительно к этому процессу. В статье проводится различие между богословским и собственно философским употреблением апофатической терминологии. Показано, как формируется традицияапофатической антропологии в русской философии, которая фундируется вокруг идеи Ф.М. Достоевского о человеке как тайне. Эта идея была реципирована многими авторами. На примере некоторых построений Н.Н. Страхова, В.И. Несмелова, Б.П. Вышеславцева, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Л. Шестова, В.В. Розанова демонстрируется, каким образом апофатическая антропология трансформируется в нравственную антроподицею, которую можно назвать типологической характеристикой русской философии. Особое внимание уделяется антропологии «сокровенного человека» А. Платонова, в творчестве которого происходит радикализация апофатичности человека от «молчащей тайны бытия» добезответности вопроса о смысле жизни. Автор приходит к выводу, что апофатическая антропология делает возможной трудноуловимую связь этики и метафизики в русской философии, задавая, тем самым, новую исследовательскую перспективу.