СПЕЦНОМЕР 2022 ГОДА (№6)

ФИЛОСОФИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

Специальный номер (2022.6)

Приглашенный редактор номера

Е.В. Брызгалина

(философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова)

 

Специальный номер журнала «Человек» нацелен на представление современной философии образования как исследовательского поля, стягивающего антропологические смыслы междисциплинарного обращения к теории и практике образования. В номере планируется представить актуальные направления и границы, методологию и результаты исследовательского поиска, обращенного к образованию, на стыке наук о человеке.

Ценностный, процессуальный, результативный и системный компоненты образования, рассмотренные с точки зрения исторической ретроспективы, актуального состояния и вызовов будущего, сфокусированы на человеке как основной цели образования. Сущностные представления о человеке  влияют на актуальные решения вечных вопросов об идеалах, проблемах и противоречиях образования.

Приглашаем авторов принять участие в междисциплинарном обсуждении вопросов, связанных с развитием образования в ориентации на человека, и развернуть, ориентируясь на рубрики специального номера журнала «Человек», дискуссию по следующим тематическим направлениям:

  • Философия человека и философия образования. Антропология образования: представления о человеке и его развитии как основания теории и практики образования.
  • Научные исследования в образовании и для образования. Проблематика образования в современной науке: методология, перспективы, ограничения. Данные когнитивных наук, нейронаук, генетики, психогенетики и т.д. как фактор решения образовательных задач. Новейшие данные о природе человека и представления об образовательном процессе и его результатах, их зависимости от наследственности и среды.
  • Образовательные практики в проекции к человеку. Человек в оптике локальных практик образования: этнические, культурные, религиозные, гендерные, коммуникативные ориентиры. Экономические и политические аспекты действий субъектов образования. Теоретические и прикладные проблемы лакунарности в образовательных результатах.
  • Времена. Нравы. Характеры. Человек в образовательной среде: традиции и личности. История образования в учениях и аретфактах: значение для современности. Образовательные идеалы: исторические форматы и актуальные представления об образованном и культурном человеке. Каритативная функция образования: инклюзивное образование, образование для серебряного возраста, ориентиры андрагогики.
  • Образование: символы, ценности, идеалы. Гуманизм, справедливость, преодоление овеществления и отчуждения, равенство как ценностные основания деятельности людей в пространстве образования. Человекоразмерность системы образования: философские и социологические ракурсы мировой и национальных образовательных систем, формального и неформального образования.
  • Образы человека образованного в литературе и искусстве. Образовательные аспекты коммуникативных художественных практик.
  • Экстремальная ситуация. Гуманитарная экспертиза цифровых перспектив образования: искусственный интеллект и нейротехнологии, «образовательные кентавры», виртуальная среда и адаптивные системы. Формирование цифровой образовательной культуры и перспективы трансформации субъектов образования. Футурология образования.
  • Обзоры и рецензии. Новые книги. Презентации новейших исследований и проектов, актуальных публикаций и событий в сфере образования.

 

Статьи принимаются в соответствии с правилами и процедурами журнала «Человек» до 30 июня 2022 г. на почту редакции, в письме нужно указать, что статья направляется для спецномера.